Ещё больше материалов для педагога здесь
|
Программа развития школьной библиотекиПрограмма развития школьной библиотеки 1. Информационная справка 1.1. Общие сведения Муниципальная образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» находится по адресу: Средняя школа была основана в 19 году. В 2010 - 2011 учебном году в школе обучается ...... учащихся в ___ классах - комплектах. Учебно-воспитательный процесс организован в две смены, в режиме шестидневной рабочей недели, с продолжительностью урока 45 минут. Особое внимание уделяется развитию системы внеурочной занятости учащихся, которая позволяет создать широкий общекультурный, эмоционально значимый фон освоения содержания стандарта общего образования; выравнивать стартовые возможности личности; предметно ориентировать учащихся в базисных видах деятельности (ценностно-ориентированная, эстетическая, познавательная, коммуникативная, физическая), опираясь на его склонности, интересы, личностные особенности, способствуя личностному самоопределению. В школе работают кружки, секции по специальному расписанию. В том числе: _______ 1.2. Данные библиотеки Количество читателей: учащихся - ___; педагогов - ___; Всего читателей - ___. Услугами школьной библиотеки пользуются 100 % учащихся, посещают библиотеку один раз в неделю 11%, чаще - 70 % и по мере необходимости 19 %. Целью посещения библиотеки читатели видят:
В среднем в день библиотека обслуживает 80 читателей, книговыдача составляет 90 экземпляров в день; обращаемость книжного фонда за год (с учетом фонда учебников) 6072 экземпляров. 1.3. Состояние фонда Объём основного фонда составляет ______ экземпляров книг. Из них :
Объём учебного фонда _____ экземпляров. Общий объём фонда _____ экземпляров. Сегодня библиотека предлагает читателям тома Энциклопедия для детей «Я познаю мир», «Всемирная история», «Большая российская энциклопедия», серии книг энциклопедического характера «Из жизни животных», «Все обо всем»; энциклопедические словари и справочники. Ученики школы обеспечены: учебной литературой на 100%; художественной литературой: - 1 - 9 классы - ____%; - 10 класс - _____ %; - 11 класс - ____ %. Ежегодно школьная библиотека выписывает ___ наименования периодических изданий, которые адресованы ______. 1. Материально-техническая база Библиотека расположена на втором этаже школы и занимает учебную комнату. В структуру библиотеки входит читальный зал, совмещённый с абонементом и книгохранилищем. В помещении библиотеки установлен АРМ. Библиотека финансируется бюджетными средствами. 2.Проблемно-ориентированный анализ В соответствии с Конвенцией «О правах ребенка» важнейшими задачами современной библиотеки для детей и юношества является обеспечение широкого доступа к источникам информации любого вида для развития интеллектуально-познавательных способностей детей, утверждение прав ребенка на творческую самореализацию. В этой связи наиболее актуальным и значимым представляется направление развития на базе сегодняшней школьной библиотеки современного информационного центра, или медиатеки, располагающей средствами новых информационных технологий, обладающей инструментальным, программно-техническим комплексом, и представляющей свободный доступ к источникам информации любого вида для пользователей в их самостоятельной и самообразовательной работе. Для реализации этой задачи был проведен самоанализ, который показал стабильные и качественные результаты функционирования школьной библиотеки и вместе с тем обозначил определенный круг проблем и основных стратегических направлений. 2.1. Главное функция школьной библиотеки - информационно-библиотечное обслуживание читателей, результатом которого является уровень удовлетворения информационных запросов читателей, степень заинтересованности читателя в посещении школьной библиотеки. Уровень удовлетворения читательских запросов характеризуется количеством отказов на них. Изменение числа отказов за последние три года: 2008г. - 15 количество отказов за неделю 2009г. - 13 количество отказов за неделю 2010г. - 10 количество отказов за неделю Из проведенного анализа видно, что среднее число отказов на информационные запросы читателей уменьшается, но и в настоящее время составляет 10 за неделю. Это немало. Другим результатом, характеризующим состояние информационно-библиотечного обслуживания, является стандартный показатель - посещаемость школьной библиотеки, характеризующий степень заинтересованности читателя в посещении школьной библиотеки. Изменение числа посещений: 2009 г. - посещаемость 75 чел/ день; 2010 г. - посещаемость 80 чел/день; Как видно с каждым годом число посещений увеличивается. Это связано с обновлением основных фондов, подключением интернета, удалось осуществить замысел создания комфортного, эстетически уютного и в то же время, делового информационно-образовательного центра школы. Проделанная работа принесла, положительные результаты и число посещений заметно выросло, из этого следует, что читатели не игнорируют школьную библиотеку, обращаются в случае необходимости за информацией. Но в последнее время, не наблюдается рост интереса к библиотеке, в общем и читательской активности, потребности в информировании в частности. Сказывается не соответствие фондов современным требованиям, предъявляемым библиотекам, значительное уменьшение числа названий отраслевой литературы, наличие морально устаревшей и ветхой книгопечатной продукции. Обновления фондов за период 2006 -2008 годов составило: Справ.-энциклоп-й лит-ы: 2008г.- ___ экз. 2009г. - ____ экз. 2010 - ___экз. Худож. лит-ы: - 2008г. - ___ экз. 2009г. - ____ экз. 2010г.- ____экз. Анализ данных последних лет показывает, что процент обновления не велик. В работе школьной библиотеки применяются разнообразные формы обслуживания: обслуживание в режиме абонемента и читального зала, выставки, обзоры, консультации, викторины, игры и т.д. Это оправдано, но в современных условиях необходимо активно использовать инновационные процессы, активными инновационными процессами в системе образования, необходимы новые, прогрессивные формы обслуживания, позволяющие представлять пользователю полную, объективную, достоверную информацию. Информатизация сферы образования создаёт реальные условия для включения школьной библиотеки в мировую систему непрерывного образования, ведения диалога культур и цивилизаций через глобальную сеть Интернета. Подключение библиотеки к сети Интернета решает многие проблемы недостаточной укомплектованности фонда. К сожалению, недостаточно четко скоординирована работа школьной библиотеки и учителей - не всегда педагог учитывает возможности школьной библиотеки, предлагая задания ученику. Хотя библиотекой и проводится работа по выявлению информационных запросов педагогов, администрации, но возможности по реализации этих запросов очень ограничены Таким образом, отсутствие в школьной библиотеке современных источников информации, несовершенство технического оснащения, нескоординированность действий педагогов и библиотекаря, недостаточно развитый справочно-библиографический аппарат, однообразие представляемых услуг создают проблему недостаточно высокого уровня информационно-библиотечного обслуживания. 2.2. В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. Наше время называют «веком информации», признаком информатизации общества является утверждение культа знаний, и особую актуальность приобретает формирование информационной культуры. Принимая во внимание многоаспектный характер понятия «информационная культура», отсутствие целостной концепции и системности формирования информационной культуры, а так же глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе, в ранге значимости приоритетным направлением в работе школьной медиатеки является формирование информационной культуры. Традиционно в школе проводятся индивидуальные, групповые и массовые мероприятия, направленные на формирование знаний, умений и навыков в области библиотечно-библиографической грамотности и информационных знаний. Составлен тематический план с учетом возрастных особенностей учащихся (с1-го по 10-е классы), который предусматривает два занятия в год и постепенное накопление, и углубление знаний, опыта работы с носителями информации любых видов. Разработан ряд уроков с применением мультимедийных технологий: «Современные носители информации и возможности их использования» (9кл); «Электронный каталог» (9кл); «Обучение поиску информации в Интернете» (10кл). С целью приобщения к чтению и обучению основам библиотечно-библиографических знаниям, в школе проводятся библиотечные уроки. Рис.4.
В приведенной таблице виден рост библиотечно-библиографических знаний за последний год. Но отсутствие целостной концепции и системного подхода в формировании информационной культуры объясняют недостаточно высокий уровень показателей. Кроме этого, при возникновении первых трудностей в поиске информации, 100 % читателей обращаются к библиотекарю. Таким образом, библиотекарь является посредником и средством поиска информации, это не может устраивать на данном этапе ни ученика, ни библиотекаря, особенно в школе, где основной задачей является: «...формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения». Самым тревожным симптомам, характеризующим низкий уровень информационной культуры школьников, является то, что они не осознают своей некомпетентности в области информационной деятельности. Они не представляют ценности специальных знаний и умений в области информационного самообслуживания, не понимают, какую реальную помощь эти знания и умения могут оказать им в различных сферах практической деятельности: творческой, учебной, самообразовательной, научно-исследовательской, др. Так 80% - учащихся считают, что не обязательно владеть в совершенстве навыками самостоятельного поиска, так как всегда можно обратиться за помощью к библиотекарю, учителю, родителям или, наконец, воспользоваться платными услугами других библиотек; 22% - учащихся считают, что специальные знания, умения и навыки информационного самообслуживания в дальнейшей жизнедеятельности не важны. Значительная часть библиотечно-библиографических знаний и умений в деятельности общеобразовательного учреждения трактуются как общеучебные знания, умения и навыки. Они широко используются в учебном процессе и обеспечивают организацию учебной деятельности в целом, недостаток в их сформированности является первостепенной причиной низкой успеваемости учащихся. Как показывают результаты, на формирования информационной культуры учащихся в определенной степени «работают» все учебные дисциплины, однако роль конкретных дисциплин неравномерна. Современные изменения в социально-экономическом развитии общества, в системе образования требуют, чтобы каждый читатель школьной библиотеки - и учащийся, и педагог, овладели основами информационной культуры, приобрели знания, умения и навыки в области поиска, оценки и использовании информации, в том числе с помощью новых информационных технологий и нетрадиционных источников информации. С целью овладения современными информационными технологиями учениками 9-11 классов изучается предмет «Информационные технологии», учащиеся 2 класса изучают предмет «Основы компьютерной грамотности». Из всего выше сказанного основными причинами низкой результативности, неэффективности в работе библиотеки и школы в целом по формированию информационной культуры личности являются:
Таким
образом, в ходе диагностики выявлен
блок первоочередных проблем, решение
которых будет осуществляться в ходе
развития библиотеки школы МОУ СОШ
№4 и которые намечают цели данного
проекта. |
|