Методическая копилка библиотекаря школы - Программа развития школьной библиотеки

Методическая копилка библиотекаря школы

Ещё больше материалов для педагога здесь

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Программа развития школьной библиотеки

Программа развития школьной библиотеки
стр.: 1  2  3

1. Информационная справка

1.1. Общие сведения

 Муниципальная образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» находится по адресу: Средняя школа была основана в 19 году.

В 2010 - 2011 учебном году в школе обучается ...... учащихся в ___ классах - комплектах.

Учебно-воспитательный процесс организован в две смены, в режиме шестидневной рабочей недели, с продолжительностью урока 45 минут.

Особое внимание  уделяется развитию системы внеурочной занятости учащихся, которая позволяет создать широкий  общекультурный, эмоционально значимый фон освоения содержания стандарта общего образования; выравнивать стартовые возможности личности; предметно ориентировать учащихся в базисных видах деятельности (ценностно-ориентированная, эстетическая, познавательная, коммуникативная, физическая), опираясь на его склонности, интересы, личностные особенности, способствуя личностному самоопределению.

В школе работают кружки, секции по специальному расписанию. В том числе:

_______

1.2. Данные библиотеки

Количество читателей: учащихся - ___; педагогов - ___; Всего читателей - ___.

Услугами школьной библиотеки пользуются 100 % учащихся, посещают библиотеку один раз в неделю 11%,  чаще - 70 % и по мере необходимости 19 %.

Целью посещения библиотеки читатели видят:

  • 20 % - в расширении кругозора;

  • 19 % -в чтении для удовольствия;

  • 61% -в деловом чтении, при подготовке рефератов, докладов и другой учебной деятельности.

В среднем в день библиотека обслуживает 80 читателей, книговыдача составляет 90 экземпляров в день; обращаемость книжного фонда за год (с учетом фонда учебников) 6072 экземпляров.   

1.3. Состояние фонда

Объём основного фонда составляет ______ экземпляров книг. Из них :

  • естественно-научная ____-экземпляров;

  • по технике, сельскому и  лесному хозяйству ___м экземпляров;

  • по искусству и искусствоведению ____ экземпляров;

  • по туризму, физкультуре и спорту ____ экземпляров;

  • по языкознанию ____ экземпляров;

  • по литературоведению _____ экземпляров;

  • художественная литература ______ экземпляров;

  • по педагогике и образованию _____ экземпляров.

Объём учебного фонда _____ экземпляров.

Общий объём фонда  _____ экземпляров.

Сегодня  библиотека предлагает читателям  тома Энциклопедия для детей «Я познаю мир», «Всемирная история», «Большая российская энциклопедия»,  серии книг энциклопедического характера «Из жизни животных», «Все обо всем»; энциклопедические словари и справочники.

Ученики школы обеспечены:

 учебной литературой на 100%;

 художественной литературой:   

   - 1 - 9 классы   -  ____%;   

   - 10 класс         -   _____ %; 

   - 11 класс         -   ____ %.  

Ежегодно школьная библиотека выписывает ___ наименования периодических изданий, которые адресованы  ______.

1. Материально-техническая база

Библиотека расположена на втором  этаже  школы и занимает учебную комнату. В структуру библиотеки входит читальный зал, совмещённый с абонементом и книгохранилищем. В помещении библиотеки установлен  АРМ. Библиотека финансируется бюджетными средствами.

2.Проблемно-ориентированный анализ

 В соответствии с Конвенцией «О правах ребенка» важнейшими задачами современной библиотеки для детей и юношества является обеспечение широкого доступа к источникам информации любого вида для развития интеллектуально-познавательных способностей детей, утверждение прав ребенка на творческую самореализацию. В этой связи наиболее актуальным и значимым представляется направление развития на базе сегодняшней школьной библиотеки современного информационного центра, или медиатеки, располагающей средствами новых информационных технологий, обладающей инструментальным, программно-техническим комплексом, и представляющей свободный доступ к источникам информации любого вида  для пользователей в их самостоятельной и самообразовательной работе.

 Для реализации этой задачи был проведен самоанализ,  который показал стабильные и качественные результаты функционирования школьной библиотеки и вместе с тем обозначил определенный круг проблем и  основных стратегических направлений.

2.1. Главное функция школьной библиотеки - информационно-библиотечное обслуживание читателей, результатом которого является уровень удовлетворения информационных запросов читателей, степень заинтересованности читателя в посещении школьной библиотеки.

Уровень удовлетворения читательских запросов характеризуется количеством отказов на них.

Изменение числа отказов за последние три года:

2008г. - 15 количество отказов за неделю

2009г. - 13 количество отказов за неделю

2010г. - 10 количество отказов за неделю

Из проведенного анализа видно, что среднее число отказов на информационные запросы читателей уменьшается, но и в настоящее время составляет 10 за неделю. Это немало.

Другим результатом, характеризующим состояние информационно-библиотечного обслуживания, является стандартный показатель - посещаемость школьной библиотеки, характеризующий степень заинтересованности читателя в посещении школьной библиотеки.

Изменение числа посещений:

2009 г. - посещаемость 75 чел/ день;

2010 г. - посещаемость 80 чел/день;

Как видно с каждым годом число посещений увеличивается. Это связано с обновлением основных фондов, подключением интернета, удалось  осуществить замысел создания комфортного, эстетически уютного и в то же время, делового информационно-образовательного центра школы.

Проделанная работа принесла, положительные результаты и число посещений заметно выросло, из этого следует, что читатели не игнорируют школьную библиотеку, обращаются в случае необходимости за информацией. Но в последнее время, не наблюдается рост интереса к библиотеке, в общем и читательской активности, потребности в информировании в частности. Сказывается не соответствие фондов современным требованиям, предъявляемым библиотекам, значительное уменьшение числа названий отраслевой литературы, наличие морально устаревшей и ветхой книгопечатной продукции.

Обновления фондов за период  2006 -2008 годов составило:

Справ.-энциклоп-й лит-ы:  2008г.- ___ экз.  2009г. - ____ экз.  2010 - ___экз.

Худож. лит-ы:  -    2008г. - ___ экз.     2009г. - ____ экз.         2010г.- ____экз.

Анализ данных последних лет показывает, что процент обновления не велик.

В работе школьной библиотеки применяются разнообразные  формы обслуживания: обслуживание в режиме абонемента и читального зала, выставки, обзоры, консультации, викторины, игры и т.д. Это оправдано, но в современных условиях необходимо активно использовать инновационные процессы, активными инновационными процессами в системе образования, необходимы новые, прогрессивные формы обслуживания, позволяющие представлять пользователю полную, объективную, достоверную информацию.

Информатизация сферы образования создаёт реальные условия для включения школьной библиотеки в мировую систему непрерывного образования, ведения диалога культур и цивилизаций через глобальную сеть Интернета. Подключение библиотеки к сети Интернета решает многие проблемы недостаточной укомплектованности фонда. 

К сожалению, недостаточно четко скоординирована работа школьной библиотеки и учителей - не всегда педагог учитывает возможности школьной библиотеки, предлагая задания ученику. Хотя библиотекой и проводится работа по выявлению информационных запросов педагогов, администрации, но возможности по реализации этих запросов очень ограничены

Таким образом, отсутствие в школьной библиотеке современных источников информации, несовершенство технического оснащения,  нескоординированность действий педагогов и библиотекаря, недостаточно развитый справочно-библиографический аппарат, однообразие представляемых услуг создают проблему недостаточно высокого уровня информационно-библиотечного обслуживания.

2.2. В последние годы произошло  осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. Наше время называют «веком информации», признаком информатизации общества является утверждение культа знаний, и особую актуальность приобретает формирование информационной культуры. Принимая во внимание многоаспектный характер понятия «информационная культура», отсутствие целостной концепции и системности формирования информационной культуры, а так же глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе, в ранге значимости приоритетным направлением в работе школьной медиатеки является формирование информационной культуры.

Традиционно в школе проводятся индивидуальные, групповые и массовые мероприятия, направленные на формирование знаний, умений и навыков в области библиотечно-библиографической грамотности и информационных знаний. Составлен тематический план с учетом возрастных особенностей учащихся (с1-го  по 10-е классы), который предусматривает два занятия в год и  постепенное накопление, и углубление знаний, опыта работы с носителями информации любых видов. Разработан ряд уроков с применением мультимедийных технологий: «Современные носители информации и возможности их использования» (9кл); «Электронный каталог» (9кл); «Обучение поиску информации в Интернете» (10кл). С целью приобщения  к чтению и обучению основам библиотечно-библиографических знаниям,  в школе проводятся библиотечные уроки.

Рис.4.

Умения учащихся 8-х, 9-х классов

2009-10 уч. год    %

2010-11 уч. год     %

1

Умеют пользоваться справочниками и энциклопедиями

42

68

2

Осуществляют самостоятельный поиск информации

58

80

В приведенной таблице виден рост библиотечно-библиографических знаний за последний год. Но отсутствие целостной концепции и системного подхода в формировании информационной культуры объясняют недостаточно высокий уровень показателей. Кроме этого, при возникновении первых трудностей в поиске информации, 100 % читателей обращаются к библиотекарю. Таким образом, библиотекарь является посредником и средством поиска информации, это не может устраивать на данном этапе ни ученика, ни библиотекаря, особенно в школе, где основной задачей является: «...формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения».

Самым тревожным симптомам, характеризующим низкий уровень информационной культуры школьников, является то, что они не осознают своей некомпетентности в области информационной деятельности. Они не представляют ценности специальных знаний и умений в области информационного самообслуживания, не понимают, какую реальную помощь эти знания и умения могут оказать им в различных сферах практической деятельности: творческой, учебной, самообразовательной, научно-исследовательской, др. Так

80% - учащихся считают, что не обязательно владеть в совершенстве навыками самостоятельного поиска, так как всегда можно обратиться за помощью к библиотекарю, учителю, родителям или, наконец, воспользоваться платными услугами других библиотек;

22% - учащихся считают, что специальные знания, умения и навыки информационного самообслуживания в дальнейшей жизнедеятельности  не важны.

  Значительная часть библиотечно-библиографических знаний и умений  в деятельности общеобразовательного учреждения трактуются как общеучебные знания, умения и навыки. Они широко используются в учебном процессе и обеспечивают организацию учебной деятельности в целом, недостаток в их сформированности является первостепенной причиной низкой успеваемости учащихся.

Как показывают результаты, на формирования информационной культуры учащихся в определенной степени «работают» все учебные дисциплины, однако роль конкретных дисциплин неравномерна.

Современные изменения в социально-экономическом развитии общества, в системе образования требуют, чтобы каждый читатель школьной библиотеки - и учащийся, и педагог, овладели основами информационной культуры, приобрели знания,  умения и навыки в области поиска, оценки и использовании информации, в том числе с помощью новых информационных технологий и нетрадиционных источников информации.

С целью овладения современными информационными технологиями учениками 9-11 классов изучается  предмет «Информационные технологии»,  учащиеся 2 класса изучают предмет  «Основы компьютерной грамотности».

Из всего выше сказанного основными причинами низкой результативности, неэффективности в работе библиотеки и школы в целом по формированию информационной культуры личности являются:

  • Отсутствие оптимальной, соответствующей условиям общеобразовательной школы учебной программы по формированию основ информационной культуры.

  • Нарушение принципа системного подхода в определении содержания работы с информацией и организацией информационного обучения. Библиотечные занятия проходят в виде индивидуальных и групповых консультаций не регулярно, эпизодически, отсутствует элемент планирования. И как результат, полученные знания не переходят в систему, быстро забываются, не преобразовываются в умения и навыки.

  • Отсутствие скоординированного взаимодействия между библиотекой и педагогами, нет взаимного сотрудничества в сфере информационного образования.

  • Дефицит учебно-методического, учебно-теоретического, учебно-практического обеспечения по основам библиотечно-библиографическим и информационным знаниям, отсутствие средств диагностики уровня информационной культуры и контроля усвоения учебного материала.

  • Недостаточно высокий уровень компетенции кадров. Отсутствие у библиотекаря знаний психолого-педагогических основ обучения.

  • Несоответствие уровня материально-технического обеспечения современным требованиям, предъявляемым к библиотекам. Дефицит литературы, мало комплектное обеспечение, а так же отсутствие современных технических средств и недостаточность финансирования сказываются на работе библиотеки.

Таким образом, в ходе диагностики выявлен блок первоочередных проблем, решение которых будет осуществляться в ходе развития библиотеки школы МОУ  СОШ №4 и которые намечают цели данного проекта.

Поиск

Друзья сайта

  • Портал Центрального Дома Знаний
  • Центральный Дом Знаний
  • Методическая копилка по английскому языку
  • Сайт для фрилансеров