1. Информационная справка
1.1. Общие сведения
Муниципальная образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» находится по адресу: Средняя школа была основана в 19 году.
В 2010 - 2011 учебном году в школе обучается ...... учащихся в ___ классах - комплектах.
Учебно-воспитательный процесс организован в две смены, в режиме шестидневной рабочей недели, с продолжительностью урока 45 минут.
Особое внимание уделяется развитию системы внеурочной занятости учащихся, которая позволяет создать широкий общекультурный, эмоционально значимый фон освоения содержания стандарта общего образования; выравнивать стартовые возможности личности; предметно ориентировать учащихся в базисных видах деятельности (ценностно-ориентированная, эстетическая, познавательная, коммуникативная, физическая), опираясь на его склонности, интересы, личностные особенности, способствуя личностному самоопределению.
В школе работают кружки, секции по специальному расписанию. В том числе:
_______
1.2. Данные библиотеки
Количество читателей: учащихся - ___; педагогов - ___; Всего читателей - ___.
Услугами школьной библиотеки пользуются 100 % учащихся, посещают библиотеку один раз в неделю 11%, чаще - 70 % и по мере необходимости 19 %.
Целью посещения библиотеки читатели видят:
20 % - в расширении кругозора;
19 % -в чтении для удовольствия;
61% -в деловом чтении, при подготовке рефератов, докладов и другой учебной деятельности.
В среднем в день библиотека обслуживает 80 читателей, книговыдача составляет 90 экземпляров в день; обращаемость книжного фонда за год (с учетом фонда учебников) 6072 экземпляров.
1.3. Состояние фонда
Объём основного фонда составляет ______ экземпляров книг. Из них :
естественно-научная ____-экземпляров;
по технике, сельскому и лесному хозяйству ___м экземпляров;
по искусству и искусствоведению ____ экземпляров;
по туризму, физкультуре и спорту ____ экземпляров;
по языкознанию ____ экземпляров;
по литературоведению _____ экземпляров;
художественная литература ______ экземпляров;
по педагогике и образованию _____ экземпляров.
Объём учебного фонда _____ экземпляров.
Общий объём фонда _____ экземпляров.
Сегодня библиотека предлагает читателям тома Энциклопедия для детей «Я познаю мир», «Всемирная история», «Большая российская энциклопедия», серии книг энциклопедического характера «Из жизни животных», «Все обо всем»; энциклопедические словари и справочники.
Ученики школы обеспечены:
учебной литературой на 100%;
художественной литературой:
- 1 - 9 классы - ____%;
- 10 класс - _____ %;
- 11 класс - ____ %.
Ежегодно школьная библиотека выписывает ___ наименования периодических изданий, которые адресованы ______.
1. Материально-техническая база
Библиотека расположена на втором этаже школы и занимает учебную комнату. В структуру библиотеки входит читальный зал, совмещённый с абонементом и книгохранилищем. В помещении библиотеки установлен АРМ. Библиотека финансируется бюджетными средствами.
2.Проблемно-ориентированный анализ
В соответствии с Конвенцией «О правах ребенка» важнейшими задачами современной библиотеки для детей и юношества является обеспечение широкого доступа к источникам информации любого вида для развития интеллектуально-познавательных способностей детей, утверждение прав ребенка на творческую самореализацию. В этой связи наиболее актуальным и значимым представляется направление развития на базе сегодняшней школьной библиотеки современного информационного центра, или медиатеки, располагающей средствами новых информационных технологий, обладающей инструментальным, программно-техническим комплексом, и представляющей свободный доступ к источникам информации любого вида для пользователей в их самостоятельной и самообразовательной работе.
Для реализации этой задачи был проведен самоанализ, который показал стабильные и качественные результаты функционирования школьной библиотеки и вместе с тем обозначил определенный круг проблем и основных стратегических направлений.
2.1. Главное функция школьной библиотеки - информационно-библиотечное обслуживание читателей, результатом которого является уровень удовлетворения информационных запросов читателей, степень заинтересованности читателя в посещении школьной библиотеки.
Уровень удовлетворения читательских запросов характеризуется количеством отказов на них.
Изменение числа отказов за последние три года:
2008г. - 15 количество отказов за неделю
2009г. - 13 количество отказов за неделю
2010г. - 10 количество отказов за неделю
Из проведенного анализа видно, что среднее число отказов на информационные запросы читателей уменьшается, но и в настоящее время составляет 10 за неделю. Это немало.
Другим результатом, характеризующим состояние информационно-библиотечного обслуживания, является стандартный показатель - посещаемость школьной библиотеки, характеризующий степень заинтересованности читателя в посещении школьной библиотеки.
Изменение числа посещений:
2009 г. - посещаемость 75 чел/ день;
2010 г. - посещаемость 80 чел/день;
Как видно с каждым годом число посещений увеличивается. Это связано с обновлением основных фондов, подключением интернета, удалось осуществить замысел создания комфортного, эстетически уютного и в то же время, делового информационно-образовательного центра школы.
Проделанная работа принесла, положительные результаты и число посещений заметно выросло, из этого следует, что читатели не игнорируют школьную библиотеку, обращаются в случае необходимости за информацией. Но в последнее время, не наблюдается рост интереса к библиотеке, в общем и читательской активности, потребности в информировании в частности. Сказывается не соответствие фондов современным требованиям, предъявляемым библиотекам, значительное уменьшение числа названий отраслевой литературы, наличие морально устаревшей и ветхой книгопечатной продукции.
Обновления фондов за период 2006 -2008 годов составило:
Справ.-энциклоп-й лит-ы: 2008г.- ___ экз. 2009г. - ____ экз. 2010 - ___экз.
Худож. лит-ы: - 2008г. - ___ экз. 2009г. - ____ экз. 2010г.- ____экз.
Анализ данных последних лет показывает, что процент обновления не велик.
В работе школьной библиотеки применяются разнообразные формы обслуживания: обслуживание в режиме абонемента и читального зала, выставки, обзоры, консультации, викторины, игры и т.д. Это оправдано, но в современных условиях необходимо активно использовать инновационные процессы, активными инновационными процессами в системе образования, необходимы новые, прогрессивные формы обслуживания, позволяющие представлять пользователю полную, объективную, достоверную информацию.
Информатизация сферы образования создаёт реальные условия для включения школьной библиотеки в мировую систему непрерывного образования, ведения диалога культур и цивилизаций через глобальную сеть Интернета. Подключение библиотеки к сети Интернета решает многие проблемы недостаточной укомплектованности фонда.
К сожалению, недостаточно четко скоординирована работа школьной библиотеки и учителей - не всегда педагог учитывает возможности школьной библиотеки, предлагая задания ученику. Хотя библиотекой и проводится работа по выявлению информационных запросов педагогов, администрации, но возможности по реализации этих запросов очень ограничены
Таким образом, отсутствие в школьной библиотеке современных источников информации, несовершенство технического оснащения, нескоординированность действий педагогов и библиотекаря, недостаточно развитый справочно-библиографический аппарат, однообразие представляемых услуг создают проблему недостаточно высокого уровня информационно-библиотечного обслуживания.
2.2. В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. Наше время называют «веком информации», признаком информатизации общества является утверждение культа знаний, и особую актуальность приобретает формирование информационной культуры. Принимая во внимание многоаспектный характер понятия «информационная культура», отсутствие целостной концепции и системности формирования информационной культуры, а так же глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе, в ранге значимости приоритетным направлением в работе школьной медиатеки является формирование информационной культуры.
Традиционно в школе проводятся индивидуальные, групповые и массовые мероприятия, направленные на формирование знаний, умений и навыков в области библиотечно-библиографической грамотности и информационных знаний. Составлен тематический план с учетом возрастных особенностей учащихся (с1-го по 10-е классы), который предусматривает два занятия в год и постепенное накопление, и углубление знаний, опыта работы с носителями информации любых видов. Разработан ряд уроков с применением мультимедийных технологий: «Современные носители информации и возможности их использования» (9кл); «Электронный каталог» (9кл); «Обучение поиску информации в Интернете» (10кл). С целью приобщения к чтению и обучению основам библиотечно-библиографических знаниям, в школе проводятся библиотечные уроки.
Рис.4.
№ |
Умения учащихся 8-х, 9-х классов |
2009-10 уч. год % |
2010-11 уч. год % |
1 |
Умеют пользоваться справочниками и энциклопедиями |
42 |
68 |
2 |
Осуществляют самостоятельный поиск информации |
58 |
80 |
В приведенной таблице виден рост библиотечно-библиографических знаний за последний год. Но отсутствие целостной концепции и системного подхода в формировании информационной культуры объясняют недостаточно высокий уровень показателей. Кроме этого, при возникновении первых трудностей в поиске информации, 100 % читателей обращаются к библиотекарю. Таким образом, библиотекарь является посредником и средством поиска информации, это не может устраивать на данном этапе ни ученика, ни библиотекаря, особенно в школе, где основной задачей является: «...формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения».
Самым тревожным симптомам, характеризующим низкий уровень информационной культуры школьников, является то, что они не осознают своей некомпетентности в области информационной деятельности. Они не представляют ценности специальных знаний и умений в области информационного самообслуживания, не понимают, какую реальную помощь эти знания и умения могут оказать им в различных сферах практической деятельности: творческой, учебной, самообразовательной, научно-исследовательской, др. Так
80% - учащихся считают, что не обязательно владеть в совершенстве навыками самостоятельного поиска, так как всегда можно обратиться за помощью к библиотекарю, учителю, родителям или, наконец, воспользоваться платными услугами других библиотек;
22% - учащихся считают, что специальные знания, умения и навыки информационного самообслуживания в дальнейшей жизнедеятельности не важны.
Значительная часть библиотечно-библиографических знаний и умений в деятельности общеобразовательного учреждения трактуются как общеучебные знания, умения и навыки. Они широко используются в учебном процессе и обеспечивают организацию учебной деятельности в целом, недостаток в их сформированности является первостепенной причиной низкой успеваемости учащихся.
Как показывают результаты, на формирования информационной культуры учащихся в определенной степени «работают» все учебные дисциплины, однако роль конкретных дисциплин неравномерна.
Современные изменения в социально-экономическом развитии общества, в системе образования требуют, чтобы каждый читатель школьной библиотеки - и учащийся, и педагог, овладели основами информационной культуры, приобрели знания, умения и навыки в области поиска, оценки и использовании информации, в том числе с помощью новых информационных технологий и нетрадиционных источников информации.
С целью овладения современными информационными технологиями учениками 9-11 классов изучается предмет «Информационные технологии», учащиеся 2 класса изучают предмет «Основы компьютерной грамотности».
Из всего выше сказанного основными причинами низкой результативности, неэффективности в работе библиотеки и школы в целом по формированию информационной культуры личности являются:
Отсутствие оптимальной, соответствующей условиям общеобразовательной школы учебной программы по формированию основ информационной культуры.
Нарушение принципа системного подхода в определении содержания работы с информацией и организацией информационного обучения. Библиотечные занятия проходят в виде индивидуальных и групповых консультаций не регулярно, эпизодически, отсутствует элемент планирования. И как результат, полученные знания не переходят в систему, быстро забываются, не преобразовываются в умения и навыки.
Отсутствие скоординированного взаимодействия между библиотекой и педагогами, нет взаимного сотрудничества в сфере информационного образования.
Дефицит учебно-методического, учебно-теоретического, учебно-практического обеспечения по основам библиотечно-библиографическим и информационным знаниям, отсутствие средств диагностики уровня информационной культуры и контроля усвоения учебного материала.
Недостаточно высокий уровень компетенции кадров. Отсутствие у библиотекаря знаний психолого-педагогических основ обучения.
Несоответствие уровня материально-технического обеспечения современным требованиям, предъявляемым к библиотекам. Дефицит литературы, мало комплектное обеспечение, а так же отсутствие современных технических средств и недостаточность финансирования сказываются на работе библиотеки.
Таким
образом, в ходе диагностики выявлен
блок первоочередных проблем, решение
которых будет осуществляться в ходе
развития библиотеки школы МОУ СОШ
№4 и которые намечают цели данного
проекта.