Методическая копилка библиотекаря школы - Программа развития школьной библиотеки 1

Методическая копилка библиотекаря школы

Ещё больше материалов для педагога здесь

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Программа развития школьной библиотеки 1

к началу

Проблемы:

Личностные проблемы

Управленческие проблемы

 

Низкий уровень

сформированности

информационной

культуры

учащихся.                

 

Отсутствие программно- методического

обеспечения по формированию

информационной культуры.

Отсутствие системы в обучении основам   и   информационной культуры учащихся.

Отсутствие скоординированного взаимодействия между библиотекой и педагогами в организации обучения

основам информационной культуры.

Недостаточно высокий уровень

компетентности кадров библиотеки.

Недостаточно высокий уровень

материально-технического обеспечения.


Цели:

личностные

управленческие

Формирование основ информационной

культуры учащихся.

Создание скорректированной программы по формированию основ информационной культуры учащихся.

Повышение уровня информационной культуры у педагогов.


Повышение уровня профессиональной компетенции кадров.

Развитие материально-технической базы необходимой для организации медиатеки и формированию основ информационной культуры учащихся.

 

3. Концепция развития библиотеки

Концепция развития библиотеки общеобразовательного учреждения подготовлена для определения целей и задач модернизации библиотеки в условиях информатизации образования.

Концепция опирается на федеральные законы «О библиотечном деле», «Об образовании», на федеральную целевую программу «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)»,  «Конвенцию о защите прав ребенка», «Манифест школьных библиотек. ИФЛА - ЮНЕСКО».

3.1.Исходные положения концепции

Библиотека общеобразовательного учреждения является необходимым инструментом образовательного процесса; она функционирует в повседневном взаимодействии с учащимися и административно - педагогическим коллективом школы. Библиотека выполняет функции:

  • образовательную (поддерживает и обеспечивает образовательные цели, сформулированные в концепции школы и школьной программе развития);

  • информационную (предоставляет возможность использования информации вне зависимости от её вида, формата и носителя);

  • культурную (организует мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующее эмоциональному развитию учащихся).

В настоящее время информатизация образования, развернутая согласно федеральным целевым программам «Электронная Россия» (2002-2010) и «Развитие единой образовательной информационной среды» (2001-2005), влечет за собой переход образовательной и информационной функций библиотеки общеобразовательного учреждения на более высокий уровень обеспечения участников учебного процесса полной, оперативной и актуальной информацией.

 3.2. Назначение медиатеки

 Наиболее реальной и наиболее соответствующей нашим условиям моделью развития  школьной библиотеки может быть создание школьной медиатеки.

В своей деятельности медиатека школы руководствуется документами и нормативными актами Министерства образования РФ, Главного Управления образования  Челябинской области, и  другими соответствующими документами.

 МЕДИАТЕКА - это структурное подразделение общеобразовательного учреждения, осуществляющая свою деятельность в соответствии с Программой развития школы и другими соответствующими локальными актами,  выполняющая основные функции библиотек общеобразовательного учреждения, способствующая сбору, аналитико-синтетической переработки и распространению информации, позволяющая работать с информацией любого вида, на любом носителе, в виде книге, аудио, видео, CD-ROM диска и др.

 Кроме этого, медиатека - это центр информационной инфраструктуры общеобразовательного учреждения, где специальным образом организованны условия, которые активно способствуют формированию информационной культуры учащихся, их самостоятельной активности, а так же повышению профессиональной квалификации учителей с помощью средств новых информационных технологий. В информационно-педагогической среде, которую представляет собой медиатека, становятся возможным новые формы организации познавательной, коммуникативной и креативной деятельности всех её потребителей, в том числе для создания собственных продуктов информации, для участия в телекоммуникационных проектах.

Принимая во внимание постоянно возрастающие требования школы, я утверждаю: библиотечные медиацентры способны предложить эффективные и реальные пути для увеличения достижений школьников, формировании у них потребности в обучении».

Медиатека создаётся:

  • для оказания помощи учителям по внедрению и пропаганде передового педагогического опыта и инноваций в области образования;

  • внедрения новых информационных технологий в образовательный и управленческий процессы;

  • для создания школьного банка данных педагогической информации;

  • для развёртывания и обслуживания модельной и факсимильной телекоммуникационной связи школы.

3.3. Задачи школьной медиатеки

Задачами школьной библиотеки являются:

  • информационно-документальное обеспечение учебно-воспитательного процесса;

  • организация открытого доступа пользователей к различным источникам информации;

  • обеспечение информационных потребностей педагогов;

  • формирование основ информационной культуры учащихся;

  • повышение уровня информационной культуры педагогов;

  • содействие самообразованию учащихся и педагогов школы.

3.4. Функции школьной медиатеки

Ø     Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации из любых источников, включая Интернет, и доведения её до пользователя.

Ø     Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологии и педагогических инноваций.

Ø     Осуществление информационного, библиотечного и справочно-библиографического обслуживания пользователей.

Ø     Комплектование в соответствии с направлениями работы школы единого фонда различных документов для учащихся и педагогов на традиционных и нетрадиционных носителях информации.

Ø     Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, магнитных записей, цифровых носителей информации и пр.)

Ø     Организация и ведение справочно-библиографического аппарата медиатеки, включающего традиционные и электронные каталоги, картотеки, базы данных по профилю школы, книжный справочный фонд, энциклопедические и справочные издания на CD-дисках, каталог аннотированных ссылок на ресурсы сети Интерне.

Ø     Осуществление посреднических  услуг по удовлетворению запросов пользователей  (администрации школы, педагогов, родителей, учеников) по доставке информации о достижениях психолого-педагогической науки, новых педагогических и информационных технологиях.

Ø     Организация обучения учащихся основам информационной культуры  и проведение диагностических исследований школьников в процессе обучения.

Ø     Организация обучения пользователей (педагогов, родителей, учеников) методике нахождения и получения информации из различных носителей.

Ø    Оказания помощи в деятельности учащихся и учителей в образовательных проектах (телекоммуникационных, видеопроектов, журналистских и пр.).

3.5. Принципы и приоритеты

Концепция школьной медиатеки основывается на следующих принципах:

  • Принцип целостности и координации, реализация которого позволяет рассматривать школьную медиатеку как важную составляющую единого организма общеобразовательного учреждения, правомерно использовать информационные ресурсы, способствовать усилению и координации профессиональных связей в школьном коллективе;

  • Принцип открытости, предполагающий использование передового опыта, возможность привлечения к деятельности школьной медиатеки родителей, общественных организаций, выход в существующее образовательное пространство (создание сайтов, участие в виртуальных проектах и др.);

  • Принцип доступности, позволяющий рассматривать школьную медиатеку как структуру открытого доступа для всех категорий школьного коллектива и предоставление возможности для работы отдельным лицам, группам и целым классам;

  • Принцип научности и достоверности, обеспечивающий возможность получения полной, научной, достоверной, объективной информации из различных источников;

  • Принцип личностного подхода, предполагающий систему разноуровнего и профильного обучения с учётом индивидуальных особенностей каждого пользователя, в том числе в части информационных запросов;

  • Принцип вариативности, предлагающий видоизменение школьной медиатеки и её функций в соответствии с направлением развития школы;

  • Принцип систематичности и последовательности, реализация которого при формировании основ информационной культуры, предполагает постепенное, выстроенное в систему, от класса к классу, усложнение материала при сохранении целостности курса.

3.6.  Направления деятельности

  • Создание банка педагогической информации как основы единой школьной информационной сети.

  • Приобретение и разработка программного обеспечения.

  • Создание информационно-педагогических модулей на различных носителях.

  • Оказание методической консультационной помощи пользователям в получении возможной информации.

  • Создание условий в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения, через электронные каталоги. Предоставление возможности посмотреть и отобрать средства обучения, связи с педагогами других школ, используя электронную почту.

  • Оказание практической помощи учителям в проведении групповых и индивидуальных занятиях с использованием различных информационных средств обучения, компьютерного класса.

  • Создание условий для чтения книг, периодической печати, прослушиванию и просмотру фоно- магнито- видеозаписей, работы с компьютерными программами.

3.7. Рабочие зоны

Медиатека представлена следующими зонами:

Компьютерная зона - помещение, где учащиеся могут получить самостоятельно информацию по коррекции и обобщению знаний, используя фонд компьютерных программ, предполагает обучение пользователей  основам автоматизированного поиска информации.        

Видеотека, фона- и диатека - место для групповой и индивидуальной работы с видеоинформацией, магнитофонными записями.

Читальный зал, помещение для хранения фонда книг, учебников,  периодической печати.

Компьютерная зона и читальный зал соединены в локальную сеть.

Оборудование медиатеки представлено фондом книг, учебников, ксероксом, компьютером, видео- аудиомагнитофоном, набором дисков.

Медиатека предоставляет соответствующие условия для развития познавательной и творческой деятельности пользователей с широкой опорой на коммуникацию.

3.8.Информационно - библиотечное обслуживание

В основе теоретического обоснования развития информационно - библиотечного обслуживания лежат работы одного из ведущих специалистов библиотечного дела в стране  профессора Московского государственного университета культуры и искусства М.Я. Дворкиной.

Информационное обслуживание - обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг. В связи с изменением объёма и вида поступающих запросов, внедрением технических средств, включением в фонд новых видов документов изменяются традиционные и вводятся новые виды услуг: предоставление информации на электронных носителях, предоставления информации в постоянное пользование (ксерокопии или на дискете), предоставление ресурсов удаленных структур, услуги по формированию информационной культуры, электронная почта, справки с использованием электронных каталогов и картотек и др.

Использование системного подхода  применительно к информационно-библиотечному обслуживанию, по словам М.Я. Дворкиной позволяет «раскрыть единство и взаимосвязь в этом процессе деятельности библиотекаря и читателя, информационной (фонд, СБА, и др.), технической базы, духовных начал библиотечной среды». При этом следует различать понятие «библиотечное обслуживание», «информационное обслуживание» и «обслуживание читателей».

Библиотечное обслуживание - деятельность библиотеки по пропаганде и выдаче произведений печати и других документов (в том числе и цифровых носителей информации) или их копий, оказание помощи в их выборе и использовании.

Информационное обслуживание - деятельность библиотеки направленная на обеспечение образовательного процесса в школе как, в общем, так и в отдельности для каждого учащегося, учитывая их реальные возможности, склонности, интересы, возрастные психофизические особенности, тем самым, побуждая пользователей развивать критическое мышление и эффективно использовать все виды информации  в своём образовании и самообразовании.

Обслуживание читателей - основная функция библиотеки, направленная на удовлетворение читательских потребностей в произведениях печати и других носителях информации при их выборе и использовании.

Система информационно-библиотечного обслуживания включает, таким образом, различные взаимодействующие подразделения, функционирующие в определённой зоне обслуживания и обеспечивающие предоставление пользователям разнообразных  библиотечных услуг, форм и методов обслуживания.

М.Я. Дворкина и Ю.Н. Столяров определяют систему информационно-библиотечного обслуживания как систему обеспечения доступа пользователей библиотеки к собраниям, документам, электронным носителям информации, к телекоммуникационным сетям Интернет.

Ресурсы информационно-библиотечного обслуживания:

  • совокупный библиотечный фонд (книги, периодические издания, аудио- и видеодокументы, CD-ROM-диски) с учетом направлений профильного обучения;

  • справочно-библиографический аппарат (карточные, электронные каталоги, картотеки, справочные и библиографические издания);

  • ресурсы Интернет;

  • оборудование школьной медиатеки: магнитофон, компьютер, принтер, сканер, копировальный аппарат.

  • профессиональная компетентность сотрудников медиатеки.

Обслуживание с применением информационных технологий, использование новых ресурсов, возможность получения сразу полнотекстовой информации,  возможность быстрой электронной доставки документов, внедрение новых интересных форм обслуживания, а также постоянно возрастающий интерес пользователей к компьютерной технике ведут к росту посещаемости школьной медиатеки.

Задачи информационно-библиотечного обслуживания:

1.  Обеспечение информацией образовательных процессов в школе.

2.  Содействие самообразованию учащихся и педагогов.

Результатом решения этих задач должно стать качественное и полное удовлетворение запросов и потребностей пользователей. Реализация задач позволяет усилить роль библиотеки в среде образования, содействовать развитию общеобразовательных навыков  учащихся и навыков работы с информацией, а так же оказывать помощь педагогам в выполнении учебных программ.

Поиск

Друзья сайта

  • Портал Центрального Дома Знаний
  • Центральный Дом Знаний
  • Методическая копилка по английскому языку
  • Сайт для фрилансеров