Ещё больше материалов для педагога здесь
|
Программа развития школьной библиотеки 1Проблемы:
Цели:
3. Концепция развития библиотеки Концепция развития библиотеки общеобразовательного учреждения подготовлена для определения целей и задач модернизации библиотеки в условиях информатизации образования. Концепция опирается на федеральные законы «О библиотечном деле», «Об образовании», на федеральную целевую программу «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)», «Конвенцию о защите прав ребенка», «Манифест школьных библиотек. ИФЛА - ЮНЕСКО». 3.1.Исходные положения концепции Библиотека общеобразовательного учреждения является необходимым инструментом образовательного процесса; она функционирует в повседневном взаимодействии с учащимися и административно - педагогическим коллективом школы. Библиотека выполняет функции:
В настоящее время информатизация образования, развернутая согласно федеральным целевым программам «Электронная Россия» (2002-2010) и «Развитие единой образовательной информационной среды» (2001-2005), влечет за собой переход образовательной и информационной функций библиотеки общеобразовательного учреждения на более высокий уровень обеспечения участников учебного процесса полной, оперативной и актуальной информацией. 3.2. Назначение медиатеки Наиболее реальной и наиболее соответствующей нашим условиям моделью развития школьной библиотеки может быть создание школьной медиатеки. В своей деятельности медиатека школы руководствуется документами и нормативными актами Министерства образования РФ, Главного Управления образования Челябинской области, и другими соответствующими документами. МЕДИАТЕКА - это структурное подразделение общеобразовательного учреждения, осуществляющая свою деятельность в соответствии с Программой развития школы и другими соответствующими локальными актами, выполняющая основные функции библиотек общеобразовательного учреждения, способствующая сбору, аналитико-синтетической переработки и распространению информации, позволяющая работать с информацией любого вида, на любом носителе, в виде книге, аудио, видео, CD-ROM диска и др. Кроме этого, медиатека - это центр информационной инфраструктуры общеобразовательного учреждения, где специальным образом организованны условия, которые активно способствуют формированию информационной культуры учащихся, их самостоятельной активности, а так же повышению профессиональной квалификации учителей с помощью средств новых информационных технологий. В информационно-педагогической среде, которую представляет собой медиатека, становятся возможным новые формы организации познавательной, коммуникативной и креативной деятельности всех её потребителей, в том числе для создания собственных продуктов информации, для участия в телекоммуникационных проектах. Принимая во внимание постоянно возрастающие требования школы, я утверждаю: библиотечные медиацентры способны предложить эффективные и реальные пути для увеличения достижений школьников, формировании у них потребности в обучении». Медиатека создаётся:
3.3. Задачи школьной медиатеки Задачами школьной библиотеки являются:
3.4. Функции школьной медиатеки Ø Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации из любых источников, включая Интернет, и доведения её до пользователя. Ø Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологии и педагогических инноваций. Ø Осуществление информационного, библиотечного и справочно-библиографического обслуживания пользователей. Ø Комплектование в соответствии с направлениями работы школы единого фонда различных документов для учащихся и педагогов на традиционных и нетрадиционных носителях информации. Ø Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, магнитных записей, цифровых носителей информации и пр.) Ø Организация и ведение справочно-библиографического аппарата медиатеки, включающего традиционные и электронные каталоги, картотеки, базы данных по профилю школы, книжный справочный фонд, энциклопедические и справочные издания на CD-дисках, каталог аннотированных ссылок на ресурсы сети Интерне. Ø Осуществление посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей (администрации школы, педагогов, родителей, учеников) по доставке информации о достижениях психолого-педагогической науки, новых педагогических и информационных технологиях. Ø Организация обучения учащихся основам информационной культуры и проведение диагностических исследований школьников в процессе обучения. Ø Организация обучения пользователей (педагогов, родителей, учеников) методике нахождения и получения информации из различных носителей. Ø Оказания помощи в деятельности учащихся и учителей в образовательных проектах (телекоммуникационных, видеопроектов, журналистских и пр.). 3.5. Принципы и приоритеты Концепция школьной медиатеки основывается на следующих принципах:
3.6. Направления деятельности
3.7. Рабочие зоны Медиатека представлена следующими зонами: Компьютерная зона - помещение, где учащиеся могут получить самостоятельно информацию по коррекции и обобщению знаний, используя фонд компьютерных программ, предполагает обучение пользователей основам автоматизированного поиска информации. Видеотека, фона- и диатека - место для групповой и индивидуальной работы с видеоинформацией, магнитофонными записями. Читальный зал, помещение для хранения фонда книг, учебников, периодической печати. Компьютерная зона и читальный зал соединены в локальную сеть. Оборудование медиатеки представлено фондом книг, учебников, ксероксом, компьютером, видео- аудиомагнитофоном, набором дисков. Медиатека предоставляет соответствующие условия для развития познавательной и творческой деятельности пользователей с широкой опорой на коммуникацию. 3.8.Информационно - библиотечное обслуживание В основе теоретического обоснования развития информационно - библиотечного обслуживания лежат работы одного из ведущих специалистов библиотечного дела в стране профессора Московского государственного университета культуры и искусства М.Я. Дворкиной. Информационное обслуживание - обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг. В связи с изменением объёма и вида поступающих запросов, внедрением технических средств, включением в фонд новых видов документов изменяются традиционные и вводятся новые виды услуг: предоставление информации на электронных носителях, предоставления информации в постоянное пользование (ксерокопии или на дискете), предоставление ресурсов удаленных структур, услуги по формированию информационной культуры, электронная почта, справки с использованием электронных каталогов и картотек и др. Использование системного подхода применительно к информационно-библиотечному обслуживанию, по словам М.Я. Дворкиной позволяет «раскрыть единство и взаимосвязь в этом процессе деятельности библиотекаря и читателя, информационной (фонд, СБА, и др.), технической базы, духовных начал библиотечной среды». При этом следует различать понятие «библиотечное обслуживание», «информационное обслуживание» и «обслуживание читателей». Библиотечное обслуживание - деятельность библиотеки по пропаганде и выдаче произведений печати и других документов (в том числе и цифровых носителей информации) или их копий, оказание помощи в их выборе и использовании. Информационное обслуживание - деятельность библиотеки направленная на обеспечение образовательного процесса в школе как, в общем, так и в отдельности для каждого учащегося, учитывая их реальные возможности, склонности, интересы, возрастные психофизические особенности, тем самым, побуждая пользователей развивать критическое мышление и эффективно использовать все виды информации в своём образовании и самообразовании. Обслуживание читателей - основная функция библиотеки, направленная на удовлетворение читательских потребностей в произведениях печати и других носителях информации при их выборе и использовании. Система информационно-библиотечного обслуживания включает, таким образом, различные взаимодействующие подразделения, функционирующие в определённой зоне обслуживания и обеспечивающие предоставление пользователям разнообразных библиотечных услуг, форм и методов обслуживания. М.Я. Дворкина и Ю.Н. Столяров определяют систему информационно-библиотечного обслуживания как систему обеспечения доступа пользователей библиотеки к собраниям, документам, электронным носителям информации, к телекоммуникационным сетям Интернет. Ресурсы информационно-библиотечного обслуживания:
Обслуживание с применением информационных технологий, использование новых ресурсов, возможность получения сразу полнотекстовой информации, возможность быстрой электронной доставки документов, внедрение новых интересных форм обслуживания, а также постоянно возрастающий интерес пользователей к компьютерной технике ведут к росту посещаемости школьной медиатеки. Задачи информационно-библиотечного обслуживания: 1. Обеспечение информацией образовательных процессов в школе. 2. Содействие самообразованию учащихся и педагогов.
Результатом
решения этих задач должно стать
качественное и полное удовлетворение
запросов и потребностей пользователей.
Реализация задач позволяет усилить
роль библиотеки в среде образования,
содействовать развитию общеобразовательных
навыков учащихся и навыков работы
с информацией, а так же оказывать помощь
педагогам в выполнении учебных программ. |
|