Методическая копилка библиотекаря школы - Программа развития школьной библиотеки 2

Методическая копилка библиотекаря школы

Ещё больше материалов для педагога здесь

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Программа развития школьной библиотеки 2

к началу

4. Формирование информационной культуры личности

Термин «информационная культура» в отечественных публикациях появился  70-х годах. Инициаторами привлечения внимания общественности к этому феномену явились работники библиотек. Одними из первых работ, в которых использовалось это понятие, были статьи библиографов К.М. Войнаховский и Б.А. Смирновой «Библиотекари и читатели об информационной культуре» (сборник материалов известного исследования «Библиотека и информация» 1974 год) и Э.Л. Шапиро «О путях уменьшения неопределённости информационных запросов» (журнал «Научная техническая библиотека СССР» 1975 год). Результатами этих публикаций и других последующих работ, явилась выработка представлений об информационной культуре как области культуры, связанной с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности, как научном направлении и области деятельности, являющейся следствием выделения о осознания научным сообществом глобальной роли информации в становлении общества и жизнедеятельности личности.

4.1. Основные понятия

Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищённости личности в информационном обществе .

Главная цель в формировании информационной культуры личности - подготовка человека к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества. Основными задачами  являются:

  • Формирование информационного мировоззрения личности.

  • Приобретение знаний и умений по информационному самообеспечению их учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности.

Информационное мировоззрение - система обобщенных взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, информатизацию, информационное общество и место человека в нём, на отношение людей к окружающей информационной среде, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности .

Информационное мировоззрение является своего рода стержнем, скрепляющим  в единое целое все компоненты информационной культуры - библиотечно-библиографические знания, культуру чтения, знания возможностей информационных технологий.

4.2. Принципы формирования информационной культуры

Обоснование общеметодологических принципов и условий организации информационного образования

1.Принцип культурологического подхода - базируется на осознании глубокого взаимодействия категорий «информация» и «культура», на представлении о том, что информационная культура есть неотъемлемая часть общей культуры человека. С позиции культурологического подхода информационная культура закладывает мировоззренческие установки личности; формирует её ценностные ориентации по отношению к информации как к элементу культуры; препятствует дегуманизации и замене духовных ценностей достижениями, вызванными к жизни научно-техническим прогрессом и беспрецедентным ростом и развитием новых информационных технологий в информационном обществе.

2. Принцип системного подхода позволяет обеспечить целостность представления феномена информационной культуры, преодолеть за счет введения единой методологической базы изолированность при рассмотрении таких его традиционных компонентов, как библиотечно-библиографические знания, культура чтения, компьютерная грамотность, реализовать в соответствии с тезисом  «целое больше, чем сумма его частей» достижение нового качества в определении содержания понятия «информационная культура» как залога эффективной деятельности по решению проблемы информационной подготовки школьников.

3. Принцип интегративности даёт возможность построения единой стратегии и тактики формирования информационной культуры личности с ориентацией на органичное взаимодействие как образовательных, так  библиотечно-информационных учреждений, каждое из которых в соответствии со своей спецификой призвано стать участником информационного всеобуча. Реализация данного принципа открывает перспективы гармонизации совместной работы этих социальных институтов по достижению общей цели - формированию информационной культуры личности.

4. Принцип деятельностного подхода означает, что формирование информационной культуры строится не с  позиции библиотекаря, пытающего объяснить пользователю, как устроена библиотека, информационная служба или компьютер и посвятить его в тонкости библиотечно-библиографической, информационной, компьютерной технологии, а с позиции пользователя, потребителя информации, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной, познавательной или творческой деятельности.

5. Принцип технологического подхода позволяет рассматривать формирование информационной культуры учащегося как педагогическую технологию, включающею определённую совокупность методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата. Предполагает детальное определение конечного результата и обязательный контроль его точности как основы получения продукции с заданными параметрами. Обязательными требованиями при этом являются массовость. Нарушение этих требований  и отсутствие хотя бы  одного элемента в заданной технологической цепи неизбежно влечет снижение качества результатов.

Процесс формирования информационной культуры личности только тогда обретет статус технологии, когда определена программа деятельности с четко сформулированной целью, установленной последовательностью действий, ведущих к достижению поставленной цели (учебная программа); имеются средства реализации поставленной цели (учебно-методические, технические и др.); установлены требования  к конечному продукту (знаниям и умениям) на каждом этапе обучения; существуют инструменты измерения уровня информационной культуры (тесты, контрольные задания и др.).

6.  Принцип непрерывности предусматривает использование возможностей всех звеньев системы непрерывного образования (начального, общего, среднего и затем последующего) для формирования информационной культуры личности. При этом на каждом из этих звеньев обучение основам информационной культуры должно быть обязательным и специально организованным.

В совокупности, перечисленные принципа и подходы, являются концептуальными основами формирования информационной культуры личности и могут быть обозначены как деятельностно-ценностная технология, представляющая собой механизм включения учащихся в формирования информационной культуры. Предполагая единый системный подход к процессу обучения, она реализуется в условиях личностно ориентированного и дифференцированного обучения через поисковую и интеллектуально-познавательную деятельность учащихся, основанную на интеграции знаний и навыков, и опирается на  информационно-культурное и культурно-ценностное содержание образования.

 4.3. Условия организации информационного образования

  • Внедрение в учебные планы образовательного учреждения учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности», призванной сформировать у учащихся целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения.

  • Наличие учебно-программного (тематических планов, учебных программ), учебно-теоретического (учебников, пособий), учебно-практического (сборников упражнений, практических заданий, тренингов, деловых игр и т.п.); средств диагностики уровня информационной культуры и контроля (тестирования) степени усвоения учебного материала. Доминирующим компонентом учебных материалов должны стать сведения, формирующие технологические знание, содержащие ответ на вопрос «Как делать?» применительно к каждому конкретному информационному продукту или процессу. В составе учебной литературы, обеспечивающей формирование информационной культуры, должны быть представлены издания, как в традиционной, так и в электронной форме, ориентированные и на тех, кто учит, и на тех, кто учится.

  • Использование распределённой информационно-учебной среды, включающей информационные ресурсы, компьютерную технику, средства доступа к удалённым отечественным и мировым информационным ресурсам.

  • Организация специально подготовленных кадров. Ключевой задачей подготовки кадрового корпуса в формировании информационной культуры учащихся должно стать овладение педагогами и библиотекарем технологией формирования информационной культуры на основе единого методологического подхода, предусматривающего единство понятийного аппарата. При этом для учителя принципиально важно освоение основ профессиональной работы с информацией, основных законов функционирования документальных потоков информации в обществе, приёмов и методов аналитико-синтетической переработки информации, критериев эффективного поиска информации, а для библиотекаря - знание психолого-педагогических основ обучения.

4.4. Цели и формы работы по формированию информационной культуры учащихся:

Категория

учащихся

Цель

Формы

1 ступень

 

Формирование библиотечно-библиографической грамотности у учащихся, начальных знаний, умений и навыков по работе с книгой и СБА,  осуществление самостоятельного поиска и оценки нужной информации, приобщение к библиотеке и систематическому чтению.

Библиотечные уроки традиционные и с применением мультимедийных технологий;

беседы, обзоры, выставки;

викторины, игры, конкурсы; громкие  чтения; устный журнал; экскурсии;

 

2 ступень

Формирование у учащихся библиотечно-библиографических и информационных знаний, умений и навыков по работе с любыми источниками информации, освоение рациональных приёмов поиска и оценки информации, с организацией и   использованием СБА, включая электронный каталог.

Библиотечные уроки традиционные и с применением мультимедийных технологий;

консультации;

выставки, обзоры;

конкурсы, КВН;

встречи с интересными людьми;

 

 

 

 

3 ступень

Формирование информационной культуры учащихся, информационного мировоззрения, умений и навыков полного информационного самообеспечения учебной и иной познавательной деятельности, основам автоматизированного информационного поиска и знаний структур информационных ресурсов.

Библиотечные уроки традиционные и с применением мультимедийных технологий;

творческие конкурсы;

презентации;

тематические обзоры;

встречи;

праздники;

мультимедийные проекты.

Формы работы по формированию информационной культуры учащихся

Классы

Формы работы

Общая характеристика

1-11 кл

Библиотечные уроки

Система библиотечных уроков, используемых в процессе подготовки юных пользователей информации, является одной из наиболее активно используемых форм. Технологическое проектирование такого занятия - потребность современного общества, требующего от специалиста высокого профессионализма и результативности действий. Для проведения уроков используются программы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-11 кл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультации

 

Г.В. Чулкина «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам»  и Н.И. Гендина «Основы информационной культуры». Уроки проводятся в форме бесед, лекций, деловых игр, практических занятий, с использованием компьютеров и компьютерных технологий. При сочетании словесно-логического и образного способов передачи информации достигается наиболее высокое качество восприятия и усвоения материала любой сложности. Идея интеграции медиаобразования с традиционными источниками информации позволяет повысить уровень образования, активизировать его за счет вовлечения, в учебный процесс каждого обучаемого, исчезает «монотонность» в ведении уроков.

Цель библиотечных уроков:

Формирование библиотечно-библиографических и информационных знаний и умений самостоятельно пользоваться библиотекой и источниками информации любого вида, включая Интернет.

Консультационная работа включает вопросы  уметь использовать полученные повышения информационной компетентности читателя, в том числе: алгоритмы поиска в каталогах и картотеках, выбор книг в фондах открытого доступа и т.п.

 

1-4 кл.

5-9 кл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Викторины, конкурсы, КВНы.

 

 

 

 

 

 

В арсенале средств, при формировании информационной культуры учащихся, особое место  занимают активные методы, предоставляющие возможность действовать самому школьнику, позволяющие ему ощутить радость открытия, наслаждения творческим поиском, расширяют их кругозор, воспитывают чувство ответственности в команде. Таковыми являются викторины, конкурсы, КВНы, деловые и мультимедийные игры.

 

 

1-4 кл

 

Кружок «Книга - твой друг»

Повернуть ребенка к книге, вызвать потребность общения с нею - значит раскрыть ему смысл чтения, эмоционально-творческий характер читательской деятельности. Важную роль играет в этом возраст читателя, чем раньше ребёнок приобщится к чтению, тем быстрее и лучше он повысит свои интеллектуальные способности, тем легче плодотворнее, качественнее он будет участвовать в образовательном процессе. Поэтому формировать у детей привычку к систематическому и разнообразному чтению, потребности в нём, а кроме этого еще и умения пользоваться библиотечными фондами, справочно-библиографическим аппаратом необходимо начинать с первых месяцев обучения в школе. С этой целью был организован этот кружок. Задачи кружка:

1.              Сформировать умение пользоваться библиотекой и книгой.

2.              Сформировать, умения самостоятельного поиска и оценки информации, дать представление о  СБА.

В работе с учащимися используются разные методические приёмы: обзоры, громкие чтения, устный журнал, сообщения о прочитанном или о любимой, или о новой книге, экскурсии.

Поиск

Друзья сайта

  • Портал Центрального Дома Знаний
  • Центральный Дом Знаний
  • Методическая копилка по английскому языку
  • Сайт для фрилансеров