Школьная библиотека – участник педагогического процесса
Библиотека изначально рассматривалась как учебное заведение. Именно ей принадлежит приоритет в организации первоначального этапа постановки обучения детей. Самые ранние исторические свидетельства гласят, что еще в 988 году князь Владимир собрал в Киеве детей знатных лиц и отдал их «на учение книжное». Отдал в библиотеку, разумеется, ибо книги имелись именно только там. Созданные святой Евфросинией библиотеки в древней Руси были одновременно и школами, а сама она была и настоятельницей двух монастырей, и библиотекарем, и учительницей в одном лице. Умение читать, писать, считать, рассказывать наизусть, петь (молитвы) – в первом цикле обучения; осваивать иностранные языки, природоведение, риторику, медицину, историю (особенно родословие Рогволодовичей, прошлое Полоцкой земли и всего восточного славянства) – во втором цикле – она обучала именно в библиотеке, на книгах ею же собираемого библиотечного фонда. Трудно разделить в ней библиотекаря и учителя, когда она обучала читателей красноречию, а наиболее одаренных – поэтике.
Образованнейший человек своего времени, крупный государственный и церковный деятель, писатель Феофан Прокопович (1681-1736) в составленном в 1721 г. Для Синода «Духовном регламенте» считал естественным слияние в школе обязанностей библиотекаря и учителя [8, с. 42].
Сегодня школьная библиотека – участник педагогического процесса, т.к. она взаимодействует с обучающими с целью передачи социального опыта. Формы взаимодействия могут быть разными: индивидуальными, групповыми, урочными, внеурочными.
Примером групповой формы организации библиотекой педагогического процесса является урок, библиотечный урок, ставший необходимым условием развития медийной компетенции учащихся, воспитания культуры чтения. Индивидуальная форма общения ученика и библиотекаря, равноправное сотрудничество – суть повседневной работы школьной библиотеки. Библиотекарь как и педагог, осваивает различные технологии и методы обучения. Владение методами обучения необходимо в различных ситуациях: 1. При объяснении нового материала или его повторении, закреплении. Здесь нужно демонстрировать владение вербальными методами рассказ, объяснение, беседа (диалог), консультирование работа с книгой. 2. При выработке учебных умений и навыков. Здесь используются упражнения, практические работы – показ использования справочно-библиографического аппарата книги, библиотеки, привитие умений и навыков пользования энциклопедическими и справочными изданиями и т. д. 3. При организации общения читателя и библиотекаря. Здесь идет разработка и внедрение определенных моделей педагогического общения, применение различных его стилей. 4. При формировании ответственности и обязательности читателей-учащихся, развитии критического мышления. Здесь важен и собственный пример, и организация обсуждения действий литературных персонажей, и изучение жизни и творчества писателей.
Все это помогает приблизиться к основной цели педагогической
деятельности школьной библиотеки: через подготовку квалифицированного
читателя к формированию духовно богатой личности [4, с. 12].
В своей практике библиотекарь использует и разрабатывает не только методы, но и технологии, которые трактуются как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами. Методы и процессы становятся технологиями, если:
четко сформулировать цель и методы контроля его достижения, определен конечный результат, имеется обратная связь.
Примером разработки собственной технологии можно считать, например, составление тематико – типологической модели фонда школьной библиотеки. Она аккумулирует принцип технологического подхода к формированию фонда с учетом его педагогического назначения. Этот документ включает рубрики, отражающие основные линии образования.
Взгляд на школьного библиотекаря как на поставщика информации уходит в прошлое. Появилась необходимость в обновлении форм сотрудничества педагогов и библиотекарей школы на основе определения общего проблемного поля и создания совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов и возможностей школьной библиотеки.
Активные формы обучения в библиотеке позволяют повысить интерес к той или иной проблеме, вызывают эмоциональное отношение к ней, а следовательно, помогают сосредоточить внимание, углубить мышление, облегчить восприятие и запоминание материала. Наряду с ролевыми играми, уроками-конференциями, уроками-экскурсиями к активным формам обучения относятся и бинарные уроки [5, с. 58]. В современной школе они стали одной из разновидностей краткосрочных или средней продолжительности проектов, позволяющих интегрировать знания из разных областей для их применения на практике. Библиотечный бинарный урок строится в соответствии с методикой, используемой педагогами-предметниками, и равным образом предполагает наличие трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающегося и воспитательного. В зависимости от выбранной для урока темы, библиотекари с педагогами формируют их наполнение. При проведении библиотечного бинарного урока для учащихся старших классов по теме «Публицистика, портретный очерк» библиотека совместно с преподавателями литературы предусматривают следующие аспекты: познавательный аспект, развивающий аспект, воспитательный аспект.
Таким образом, в условиях школьной библиотеки проводимые успешно совместно с педагогами бинарные уроки как форма продвижения библиотечных знаний и умений, ориентированная на развитие межпредметных связей и интеграцию информационной культуры в процессе освоения школьных предметов. А это значит, что школьная библиотека становится участником педагогического процесса.
Становление школьного библиотекаря как участника образовательного процесса, профессионального партнера педагогов подтверждается и общностью современных професиограм учителя и школьного библиотекаря. И та, и другая предполагают наличие следующих умений: конструктивных (умение анализировать, прогнозировать конечный результат деятельности),
организаторских (умение организовать работу библиотеки в целом, умение включать детей в различные виды деятельности), коммуникативных (умение устанавливать контакты с детьми, общаться, включая такт, правильную речь)
проектировочных (умение планировать педагогическую деятельность, учитывать ее использовать дидактические материалы), гностических (умение вести самообразование, самосовершенствование) [2, с. 43].
Библиотекарь современной школьной библиотеки и учитель обладают
такими качествами как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, гражданская ответственность, интеллигентность, духовная культура, физическое здоровье, потребность в постоянном самообразовании.
Школьная библиотека участвует в педагогической деятельности школы [1, с. 10]. Свидетельство тому - участие библиотеки в педагогических чтениях, участие в педагогических советах школы.
Все приведенные выше аргументы позволяют мне констатировать образовательно-развивающую функцию школьной библиотеки и рассматривать ее сотрудников как педагогов, профессиональных партнеров учителей-предметников, а саму школьную библиотеку как самый важный участник педагогической системы образовательного учреждения.
И школа и школьная библиотека преследуют единую, общую цель, обозначенную в положении о школьной библиотеке образовательного учреждения формирование общей культуры личности, ее интеграцию в национальную и мировую культуру, самоопределение и достижение социальной компетентности. Даже формирование фонда школьной библиотеки идет с учетом его педагогического назначения [6, с. 5].
Сегодня необходимо осмыслить и наполнить новым содержанием само понятие – педагогическая функция школьной библиотеки. Ныне она связана не только с обучением учащихся основам библиотечно – библиографической
грамотности. Педагогическая функция библиотеки сегодня-это ее активное участие в учебном и воспитательном процессе. Являясь неотъемлемой частью школы, школьная библиотека имеет огромный и востребованный потенциал в условиях начавшегося в школах обновления всей системы воспитания. В библиотечной работе со школьниками всегда педагогическая составляющая была очень значительной. Школьная библиотека всегда постулировалась (и не без оснований) тезис о том, что в библиотечной работе с детьми используются достижения педагогики, школьной методики и технологий. Действительно, библиотекари проводят библиотечные уроки в лучших традициях школы. Широко применяют тренинговые технологии, работу в группах.
Современная школьная библиотека всегда предлагает свои собственные фонды и внешние, «чужие» ресурсы. И именно, от того как библиотека будет предлагать свои фонды, будет определяться посещаемость, значимость, имидж библиотеки. И на этом этапе школьная библиотека невольно становится участником педагогического процесса [10, с. 5]. В школьную библиотеку поступают учебники, методические материалы, как правило с грифом Министерства образования. Эти издания активно используются в процессе обучения: одни выдаются детям, по этим учебникам преподаватели ведут свои занятия, потом – принимают экзамены. Используются очень хорошо и внешние ресурсы сегодня в школе. Педагоги поощряют учеников использовать мультимедийные издания, как дополнительные источники информации по предмету. Но при этом есть базовые комплекты, на которых в школе строится процесс обучения. И это основа, с которой работают школьные библиотеки. Все информационное богатство (в том числе и электронные ресурсы) библиотекари в сотрудничестве с учителями информатики создают предметные модули, в которые сводится вся найденная информация, и размешают данные модуля на сайте школы. При проведении такого процесса привлекают «продвинутых» школьников. Это педагогически и организованно верный ход: использовать для такой работы факультативы и «продвинутых» старшеклассников, которые занимаются углубленным изучением отдельных предметов и поиском дополнительных материалов, в том числе и цифровых [10, с. 6].
Из выше сказанного, считаю школьную библиотеку участником педагогического процесса, так как библиотека совместно с учителями предметниками применяет различные методические приемы, педагогические и информационные технологии.
Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнить на высоком уровне свои воспитательные и образовательные функции. Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность. И первоклассник и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня педагогического процесса. В.А Сухомлинский еще в середине ХХ века писал, что «Школа – это, прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения» [7, с. 19]. Прогрессивные представители отечественной педагогики всегда рассматривали школьную библиотеку в качестве важнейшего звена учебно-воспитательного процесса, подчеркивая влияние содержания документальных ресурсов библиотеки на повышение уровня достижений школьников.
Многие педагогические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. В работе библиотекарей с читателями возможны и необходимы использование интерактивных методов, поскольку они позволяют эффективно формировать библиотечно-библиографическую грамотность каждого читателя библиотеки. Интерактивное обучение основано, прежде всего на диалоге, в ходе которого осуществляется взаимодействие библиотекаря и читателя. Суть интерактивного обучения состоит в том, что процесс познания организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познавания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, имеет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет получать не только новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
В работе библиотекаря интерактивные методы возможно использовать при проведении библиотечных занятий, на которых применяются обучающие игры. В ходе этих занятий библиотекари стремятся реализовать поставленную цель: появления у детей потребности в читательском самовыявлении, осознание своих возможностей для включения в ту или иную творческую деятельность. Органичной частью единого процесса руководство чтением детей в библиотеке является и формирование библиотечно–библиографической грамотности. Приобщение навыков поиска необходимой информации из различных источников, которые помогают учащимся готовить интересные сообщения, презентации. Не остаются без внимания и родители, которые совместно с детьми создают презентации. В этом случае огромную помощь также оказывают и учителя предметники.
Сегодня, также совместно библиотекари, учителя предметники, педагоги дополнительного образования, родители разрабатывают проекты «Познай мир с книгой» по формированию личности ребенка средствами художественных произведений [9, с. 62]. Очень хорошо, когда дети читают вслух и пересказывают содержание прочитанного своим родителям. Хорошо также, когда родители сами читают книгу, которую взяли дети в библиотеке. Так, как после этого неизбежно возникает беседа. Такие проекты объединяют учителей, педагогов дополнительного образования, родителей, школьного библиотекаря в общем стремлении «заразить» детей чтением и к возрождению традиции семейного чтения. После прочитанной книги у многих детей возникает желание что-то смастерить, нарисовать, совершить добрые поступки, или полностью изменить все. Очень важно контролировать, что именно читают самостоятельно дети, учитывая их возраст. Читающий ребенок – личность, способная увидеть даже не близкого человека. Сотрудники школьной библиотеки многое делают для того, чтобы привить детям любовь к чтению. Важнейший фактор, влияющий на результативность работы библиотеки по организации и руководству чтением – контакт с семьями читателя [3, с. 33].
Таким образом, школьная библиотека, является главным участником педагогического процесса.
Она находится в центре педагогического процесса, которая связывает учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования. Школьная библиотека решает сложные педагогические задачи.
Список литературы
1. Аверьянова, Г. Библиотека. Школа [Текст] / Г. Аверьянова // Школьная библиотека. – 2005. – № 23. – С. 10-11
2.. Вдовиченко, В. П. Педагогический потенциал школьной библиотеки и ее роль в системе образования [Текст] / В. П. Вдовиченко // Школьная библиотека. – 2008. – № 5. – С. 40-45
3. Зайцева, Н. Н. Общение втроем: ребенок, родители, книга [Текст] / Н. Н. Зайцева // Новая библиотека. – 2008. – № 3. – С. 31-33
4. Михальченко, Е. П. Школьная библиотека как компонент педагогической
системы [Текст] / Е. П. Михальченко // Школьная библиотека. – 2002. – № 8. – С. 10-12
5. Невежина, Т. В. Бинарные уроки как способ успешного освоения предметной среды библиотеки [Текст] / Т. В. Невежина // Школьная библиотека. – 2008. – №1. – С. 58-59
6. Положение о школьной библиотеке общеобразовательного учреждения: [Текст] // Школьная библиотека. – 2004. – № 5. – С. 3-8
7. Попова, Т. Школьная библиотека и ее роль в системе воспитательной работы школы [Текст] / Т. Попова // Школьная библиотека. – 2001. – № 2. – С. 18-21
8. Столряров, Ю. Н. Библиотекарь он же учитель [Текст] / Ю. Н. Столяров // Школьная библиотека. – 2008. – № 1. – С. 40-43
9. Ташкинова, Е. Ю. Взаимодействие родителей, учителей, классных руководителей и школьной библиотеки в формировании личности ребенка [Текст] / Е. Ю. Ташкинова // Школьная библиотека. – 2008. – № 5. – С. 61-63
10. Шрайберг, Я. Что такое хорошая библиотека? [Текст] / Я. Шрайберг // Библиотека в школе. – 2008. – № 9. – С. 2-7